Концепция развития музея
Школьный
музейный комплекс Боевой Славы имени П.В. Логвиненко является одной из
форм
работы по развитию творческой деятельности и общественной активности
учащихся в
процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды
материалов по
истории общества и природы, имеющей воспитательную и
научно-познавательную
ценности. Музейный комплекс призван обеспечить дополнительное
краеведческое
образование, а также гражданско-патриотическое воспитание.
Основная деятельность музейного комплекса – организация
гражданско-патриотического воспитания учащихся в школе. Для
осуществления этой
деятельности Совет музейного комплекса решает следующие задачи:
- активное привлечение к участию в патриотическом воспитании учащихся школы, их родителей, научные учреждения, общественные организации; повышение качества патриотического воспитания в школе, используя школьный музейный комплекс Боевой Славы имени П.В. Логвиненко, уроки мужества, исследовательские работы, экскурсии по местам Боевой Славы, Вахты памяти, месячники культурно-исторического наследия, где необходимо воспитывать чувство патриотизма, гордости и уважения к прошлому и настоящему своей страны;
- проведение научно обоснованной организаторской и пропагандистской деятельности с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей;
- обновление и обогащение содержания патриотического воспитания, его методов, форм и средств;
Реализация данных задач осуществляется через:
- взаимодействие школьного музейного комплекса с Крюковским Советом ветеранов;
- участие в районных, окружных и городских мероприятиях;
- организацию и проведение массовых мероприятий в школе.
Школьный музейный комплекс Боевой Славы имени П.В. Логвиненко
способствует формированию у учащихся чувство патриотизма, любви к
Родине,
расширению кругозора, овладению ими практическими навыками
исследовательской и
поисковой работы, совершенствованию учебно-воспитательного процесса.
Организация музейного
комплекса
Открытие музейного комплекса оформляется изданием приказа руководителя
общеобразовательного учреждения по представлению инициативной рабочей
группы.
Положение о музейном комплексе утверждается творческим советом
общеобразовательного учреждения.
Музейный комплекс организуется в общеобразовательном учреждении на
основе систематической работы постоянного актива учащихся и при наличии
фонда
материалов, соответствующих профилю музейного комплекса, а также
необходимого
помещения и оборудования, обеспечивающих хранение и показ собранных
коллекций.
В целях эффективного функционирования музейного комплекса организуется
музейный актив, а также поисково
- исследовательская, экскурсионно - просветительская работа с детьми и
взрослыми, взаимодействие с Музеем Зеленограда, музейными комплексами
других
общеобразовательных учреждений, с педагогической и родительской
общественностью.
Материально-техническое обеспечение текущей деятельности музейного
комплекса: оформление экспозиций, работа с фондами (в частности по
обеспечению
их сохранности), учет посещаемости и экскурсионной работы в музейном
комплексе,
оснащение техническими средствами, ведение инвентарной книги.
Учет и
хранение фондов
Весь собранный материал составляет фонд музейного комплекса и
учитывается
в инвентарной книге, заверенной руководителем учреждения.
Фонды музейного комплекса делятся на основной (подлинные памятники) и
вспомогательный, создаваемый в процессе работы над экспозицией (схемы,
диаграммы, макеты, фотографии).
Экспозиция музейного комплекса Боевой Славы имени П.В. Логвиненко
включает:
- Боевой путь Панфиловской дивизии
- 28 героев-панфиловцев
- Крюково-второе Бородино
- Они сражались за Крюково
- Они учились в нашей школе
- Жители Крюково – ветераны войны
- Петр Васильевич Логвиненко
- Алексей Александрович Губарев
- Воины – интернационалисты
- Довоенная жизнь Бауыржана Момышулы
- Боевой путь Бауыржана Момышулы
- Послевоенная жизнь Бауыржана Момышулы
Руководство
работой музейного
комплекса
Музейный комплекс организует свою работу на основе самоуправления.
Работу музейного комплекса направляет совет музейного комплекса.
Совет музейного комплекса разрабатывает план работы, организует встречи
учащихся с ветеранами Великой Отечественной войны и труда, осуществляет
подготовку экскурсий.
Направляет и осуществляет педагогическое руководство школьного
музейного
комплекса и его совета заместитель директора общеобразовательного
учреждения по
воспитательной работе.
В течение 2012-2017 годов работа велась параллельно по всем
направлениям
военно-исторического музейного комплекса:
- пропагандистко-просвятительская;
- поисковая;
- исследовательская;
- экскурсионная;
- фондовая;
- экспозиционная.
Для активизации деятельности по этим направлениям в музейном комплексе
развивается проектно-исследовательская работа, результатом которой
становятся
рефераты учащихся, презентации, а также научно-практические
конференции.
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся направлено на
формирование
любви к Отечеству, уважение к героическому прошлому, развитие
исторической
памяти, формирование культуры межнациональных отношений, готовности к
достойному
служению Отечеству и его защите, государственной ценности и
национальных
интересов России.
Школьный музейный комплекс использует различные формы работы: уроки
мужества, конкурсы, спектакли на военно-историческую тематику,
экскурсии по
местам Боевой Славы, вечера Памяти, конференции.
Таким образом, за отчетный период Советом музейного комплекса было
проведено:
1. Систематически
волонтерской группой
музейного актива учащихся проводились беседы с учащимися школы по
классам с
целью разъяснения целей, задач создания музейного комплекса, его
значимости для
самих ребят в их становлении гражданина, дальнейшей успешной
социализации
учеников.
2. Советом
музейного комплекса были проведены тематические беседы, приуроченные
Дням
Воинской Славы.
3. Систематически
проводились заседания Совета музейного комплекса, посвященные
обсуждению
результатов мероприятий:
- конкурс стенгазет
- конкурс чтецов по военной тематике
- поздравление ветеранов, участников ВОВ
- возложение венков на Братскую могилу у станции Крюково
- проведение субботника на Братской могиле у станции Крюково
- возложение венков на могилу П.В. Логвиненко
- возложение венков на могилу В.И. Поляковой (учительницы нашей школы, убитой немцами в период оккупации поселка Крюково)
- встречи с ветеранами ВОВ
4. Создана
оформительская группа, в состав которой вошли члены музейного актива,
учащиеся
школы, педагоги-предметники.
5. Принято
участие в декаде пожилых людей.
6. Проведен
фестиваль «Мы разные – в этом наше богатство, мы
вместе – в этом наша сила»,
результатом которого стали 15 компьютерных презентаций, пополневших
фонд
музейного комплекса Боевой Славы имени П.В. Логвиненко.
7. Советом
музейного комплекса была оказана помощь в проведении классных часов в
рамках
реализации проведения декады военно-патриотической работы.
8. Советом
музейного комплекса была оказана помощь при подготовке к участию в
окружной
спартакиаде «Зеленограду – силу, смелость,
ловкость».
9. Ежегодно
в феврале проводилась «Вахта памяти: Афганская
война», посвященная погибшим в
Афганской войне. Были организованы и проведены:
- выставки печатных изданий и фоторабот;
- просмотр документальных материалов и художественных фильмов;
- посещение музеев, исторических мест и памятников, советским войнам, погибшим в Афганской войне;
- тематические лекции, посвященные выводу Советских войск из Афганистана.
10. Ежегодно
проводились фестивали военной песни, посвященной Победе в Великой
Отечественной
войне.
11. Были
организованы экскурсии учащихся совместно с классными руководителя на
Поклонную
гору.
12. Ежегодно
проводился конкурс на лучшее сочинение, стихотворение, рисунок,
отражающие
памятные военные места Зеленограда. Проведен конкурс прикладного
творчества
«Наш край в годы Великой Отечественной Войны».
13. Ежегодно
проводился конкурс «Нет
фашизму», посвященный Победе в Великой Отечественной войне.
Свою работу школьный музейный комплекс осуществляет в тесной связи с
решением образовательных и воспитательных задач:
- гражданско-патриотическое воспитание учащихся ГБОУ Школа № 1912
- развитие интереса к истории у учащихся
- развитие интереса к истории родного края (краеведческая работа)
- экскурсионная деятельность
Актив музея:
- пополняет фонды музейного комплекса путем организации походов, исследований учащихся, личных контактов с различными организациями и лицами, устанавливает связь с другими музеями;
- проводит сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников по соответствующей тематике;
- изучает собранный материал и обеспечивает его учет и хранение;
- осуществляет создание и оформление экспозиций и тематических выставок;
- разрабатывает экскурсии в соответствии с заданной тематикой;
- проводит экскурсии для учащихся, родителей;
- оказывает содействие учителям в использовании музейных материалов в учебном процессе.
В 2019-2022 годах актив музейного комплекса планирует продолжать работу по всем направлениям военно-исторического музейного комплекса:
- пропагандистко - просветительской;
- поисковой;
- исследовательской;
- экскурсионной;
- фондовой
- экспозиционной.
В том числе:
§ продолжить
работу по созданию «виртуального музейного
комплекса» на сайте музея ГБОУ Школа
№ 1912 http://muzei.s1912.ru/,
включающего экспонаты музейного комплекса Боевой Славы имени П.В.
Логвиненко;
§ продолжить
взаимодействие с Советом ветеранов муниципалитета Крюково;
§ продолжить
работу по взаимодействию с музейными комплексами школ города
Зеленограда;
§ продолжить
работу по пополнению фондов музейного комплекса путем исследований
учащихся,
личных контактов с различными организациями и лицами;
§ разработать
экскурсии в соответствии с заданной тематикой;
§ продолжить
работу по пополнению экспозиции музейного комплекса Боевой Славы имени
П.В.
Логвиненко;
§ продолжить
работу над оформлением мемориального зала, посвященного Герою
Советского Союза
Б. Момышулы
§ продолжить
работу по проведению экскурсий для учащихся и их родителей.
Реализация
программы
Направление |
Мероприятия |
I. Теоретическое |
1. Краеведческие
конференции
2. Научно-исследовательская работа: рефераты, проекты |
II. Музейно-педагогическая практика |
1. Учащиеся
работают в качестве экскурсоводов по музею
2. Участие в межведомственном проекте «Московский экскурсовод» |
III. Методическое | Создание методической копилки (методические разработки мероприятий, праздников, классных часов с использованием экспозиции музейного комплекса Боевой Славы имени П.В. Логвиненко) |
IV. Воспитывающая среда |
1. Работа
с родителями по привлечению их к участию в деятельности музейного
комплекса
2. Повышение культурного уровня – посещение музеев, выставок, организация выездов в другие города |
Этапы развития музейного комплекса
I этап |
Накопительный |
§ Формирование
инициативной группы музейного комплекса
§ Разработка «Положения о школьном музейном комплексе», «Программа развития музейного комплекса» § Подготовка помещения, оборудования § Создание экспозиционного плана § Сбор материала |
II этап |
Демонстрационный |
§ Обработка
экспонатов § Подготовка витрин § Описание имеющихся экспонатов и их эстетическое оформление |
III этап |
Оформительский |
§ Исследовательская,
поисковая деятельность
§ Создание выставок |
IV этап |
Экскурсионный |
§ Обработка
накопленного материала для составления экскурсий по музейному комплексу
Боевой Славы, тематических бесед
§ Подготовка экскурсоводов |
В результате деятельности музейного комплекса формируется:
- обеспечение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения;
- возрождения истинных духовных ценностей российского народа;
- сохранение и развитие его славных боевых и трудовых традиций;
- оптимизация работы по военно-патриотическому воспитанию школьников в современных условиях.